Подземелья, животные, путешествия... Истории от Подземного Богомола

Previous Entry Share Next Entry
Путешествие в Грузию. Часть первая, Киев-Тбилиси.
mih_mantis
Первые дни пути в Грузию не запомнились практически ничем..
В первый день мы выехали очень поздно, около 23-00 и, проехав совсем немного, легли спать где-то в ста километрах от Киева.
На следующее утро мы довольно быстро, за полдня приехали на границу с Россией в пункт пропуска Катериновка возле города Курск. На границе мы простояли почти весь день- примерно 5 часов. Ничего особо сложного, никаких жестких проверок не проводилось. Всю очередь тормозила одна пограничница, которая занималась оформлением ввоза машин в Россию. На одну машину уходило 20-30 минут. Стояли все- и легковушки, и фуры...
Выехав из очереди, мы сразу же остановились на ночлег, не доезжая до Курска, у небольшой речушки без названия.
С утра мы выехали на трассу "Дон"- магистральную дорогу, с платными участками, по которой планировалось доехать от Воронежа до Ростова-на Дону. Сначала все казалось замечательным- ровная, широкая трасса, покрытая превосходным асфальтом. Местами трассу перекрывали пункты оплаты за дорогу. За первый участок мы заплатили 70 рублей, за второй- 100. Небольшие деньги за хорошую дорогу.
Но начиная с сотого километра пути на электронных табло, установленных вдоль дороги, начали проявляться угрожающие знаки: с 145го километра движение затруднено. Пользуйтесь путями объезда!

Движение было не затруднено. Это была просто глухая, стоячая пробка без каких-либо признаков движения. Стояла жутка жара, +38. От машин, стоящих в пробке, поднимались ядовитые испарения. Жить так дальше казалось невозможным, и Банзай вывернул руль, свернув в сторону на грунтовую дорогу. За нами и перед нами почти одновременно приняли такое же решение еще с десяток автомобилистов. Караван двинулся по пыльным ростовским степям. Очень густые облака пыли поднимались из-под колес автомобилей.

Наконец мы вырвались из каравана и поехали по путям, известным только навигатору Ани. Объезжали пробку мы несколько часов, сначала по грунтовым, потом- по плохим асфальтовым дорогам. К середине дня мы вернулись на трассу Дон. И проехали по ней еще около 40 километров, уткнувшись в следующую, глухую пробку. Открыв интернет карты- ужаснулись. Пробка длилась 10 километров.
И снова объезд. Село "Горки первые" и "горки вторые". "Целебный" источник, в котором набрали воду. Сначала набрали, а потом уже попробовали. Надо было наоборот. Более ужасного вкуса воды никто из нас не пробовал никогда в жизни. Она чем-то напоминала морскую, но была несомненно менее вкусной и пригодной для питья.
Увы, из Горок проехать на трассу Дон было почти нереально. Грунтовые дороги вели в тупик или непроходимые холмы. Дорогу то и дело перебегали непуганные зайцы. На небе разгорался закат, когда мы выехали в одно из сел, лежащих на пути к трассе.
Остановились у одного из домов посреди села с целью купить там молока или яиц. Добродушные сельские бабушки были искренне рады нас видеть. Пока мы ждали хозяйку коровы, они успели рассказать нам про меловые пещеры, про различие между двумя видами уток и гусями, про животноводство в этом селе и многое другое. Про политику не было сказано ни слова, за исключением короткого замечания, о том что "политики ссорятся, а народ как жил, так и живет, пока власть деньги пилит".
Пришла хозяйка коровы. Она продала(фактически подарила, т.к денег взяла очень мало) нам молока, яиц, огурцов.. И подарила Насте двух цыплят. Точнее подарила бы, если бы не сопротивление Банзая.
Ночевали мы в этот раз на реке Дон, возле высокого, красивого моста.
На следующее утро (4й день экспедиции), проснувшись в 6 утра, мы выехали в направлении трассы Дон. Проехали 50 км и у Ани появился интернет. Трасса стояла. Вся, полностью, без малейших шансов проехать.
Банзай круто развернул машину на 180 градусов и взял курс на Волгоград.
Путь наш лежал по жарким, пустынным землям. Температура воздуха поднялась до 40 градусов. Вне машины с включенным кондиционером было нечем дышать.. Поперек дороги то и дело перекатывались большие клубки перекати-поле. Ранее я никогда не наблюдал это растение вживую, всегда казалось, что клубочки перекати-поля небольшие, сантиметров 15-20 в диаметре. Но они были огромными, по метру в диаметре...
Проехали канал Волга-Дон, купили и тут же съели большой арбуз. Заехали посмотреть на красивый и глубокий источник воды из меловых слоев. И погнали дальше.
Машина неслась по пустым землям, почти без остановок. На въезде в Калмыкию нас остановил недружелюбный гаишник, которому хотелось, чтобы все дети, в возрасте до 12 лет были зафиксированы в "детском фиксирующем устройстве". Гаишник, к счастью, быстро отстал, и мы поехали дальше.
За день усилиями Банзая и Ани мы проехали тысячу километров, столько же, сколько за три прошлых дня.
Вечером мы заехали на территорию Кубани и спустились к реке Кубань.
Природа резко изменилась. Вместо бескрайних степей вокруг возвышались холмы и невысокие горы. Вода в реке была неспокойной, она была мутновато-глинистой, бурлила и клокотала. Сильное течение сбивало с ног.
Жуткая жара прошла. Было тепло и влажно. В местной фауне начали встерчаться жабы, крупные жуки типа усачей. Появились высокие деревья.

К наступлению ночи я поднялся на мост над Кубанью. Природа казалась неспокойной, река громко бурлила, на небе ярко отсвечивали зарницы.
К утру хлынул ливень. Он длился несколько часов. Мы переживали, что река выйдет из берегов. Не того боялись. Ливнем полностью размыло дорогу, по который мы съехали вниз. Глина и камни превратились в сплошное месиво. Дорога стала абсолютно непроходимой для любого вида транспорта. Даже внедорожник не смог бы выехать по этому склону.
Для того, чтобы выехать наверх, нужен был трактор. Или сидеть и ждать несколько дней, пока земля не просохнет. Второй вариант нас не устраивал по понятным причинам. Дорога до Грузии тянулась уже 4й день.
Я шел по Кубанской степи в поисках трактора. Сама по себе задача казалась какой-то сюррреалестичной, не то что невыполнимой, но какой-то очень странной.
На строительном полигоне тракторов не было. На технической станции трактора были, но не было трактористов. Меня направили в сторону фермы, стоящей чуть в стороне от трассы. На лавочке сидело трое мужиков. Одним из них был тракторист. Мужики направили меня к председателю фермы, он разрешил отпустить трактор на некоторое время.
Однако, немного подумав, тракторист отказался. Для того, чтобы проехать к реке, нужно было сделать крюк через мост в 2-3 километра. А на тракторах была установлена система слежения Глонасс. При отклонении трактора от курса или несанкционированном выезде с территории базы срабатывает сигнал тревоги и водителя штрафуют.
Итого, мы остались без трактора. Погрустнев, я возвращался в лагерь. У самого подхода к реке меня догнал тракторист на "Жигулях".
- Погоди, говорит. Может быть, к реке можно проехать по территории фермы, а небольшое отклонение навигатор не зафиксирует.
И таки проехал!
Через полчаса мы с трактористом на красивом голубом тракторе въехали под мост.
Достав железный трос, мы прицепили машину к трактору и потащили вперед.

А дальше трактор застрял. Наглухо. Взрывая колесами грязь, тактористу получалось только стоять на одном месте. А потом он поехал назад, продолжая вращать колеса вперед. Машину отцепить удалось. С ревом мотора трактор вырвался наверх. И умчался.
Через несколько минут нам с Банзаем пришла идея: поставить трактор на дороге и прицепить к нему машину стометровой веревеой. Трактор будет ехать по ровной дороге, и спокойно вытянет машину. Если не лопнет веревка.
Тракториста удалось уговорить вернуться.
Связали три веревки. Прицепили к тросу. И постепенно вытянули машину трактором на ровную дорогу.
Тракторист денег не взял. Отказался наотрез. Сказал, что рад был помочь, и взревев мотором, поехал обратно на ферму.
А мы взяли курс на Владикавказ.
Пейзаж быстро менялся. Холмы сменились горками, горки- высокими, и далекими горами. Они становились все ближе, все выше.. Среди облаков впереди просвечивали огромные снежные вершины.
Миновали Пятигорск. Кабардино-Балкарию.

На въезде в Северную осетию машину второй раз остановили. Опустим разговор с местными гаишниками. Очень неприятные, нехорошие люди. Сброд взяточников и лгунов...
Но дорога по Северной Осетии быстро перекрыла все неприятные впечатления. Огромные, снежные вершины поднимались из туч и казались чем-то нереальным, сказочным...

За границей в дальних странах я был не так много раз. И каждый въезд в другую страну запоминается чем-то ярким, необычным, тем что потом навсегда откладывается в памяти как визитная карточка страны.
Китай, город Далянь запомнился видом на остров с небоскребами, залитый ослепительным солнцем, с неба со стороны моря... Абхазия запомнилась как микроавтобус, набитый спелеологами, с горой привязанных к крыше транспортных мешков, снующих со столами в руках через границу спелеологов, на фоне зеленых-зеленых чайных плантаций.
А граница России с Грузией, наверное, войдет в память, как сверкающие в лучах заходящего солнца высокие снежные горы.

На границу, в верхний Ларс мы приехали затемно. Издалека виднелся ряд стоящих машин, красно-синие мигалки полицейских машин, многочисленные фары и фонари.
Граница закрыта до 4-30 утра. Ожидайте.
И мы, пристроившись в бесконечно длинную цепочку из машин, длиной свыше 2х километров, принялись ждать.

В 4 утра вдоль бесконечной очереди из автомобилей прошли два человека, сообщили о скором открытии границы и порекомендовали начать собираться и заводить моторы.
Уже в 4.05 ряд стоящих машин покачнулся. Зажглись фары и ходовые огни и пробка двинулась вперед черепашьм шагом. За рулем временно сидел я, со мной всю ночь провели Леша и Гена, остальные участники отсыпались в палатке, установленной на обочине. Обочина возле границы широкая, до подножья скалы с одной стороны- метров 300, до бурной реки с другой стороны- около ста.
В 10 утра мы пересекли границу России, а затем — Грузии. Въезд в Грузию напоминал фильм-катастрофу. Мощные потоки селя совсем недавно разрушили дорогу и все постройки поблизости от границы. Дорогу сделали наспех, грунтовую. А над восстановлением построек и окрестностей работало огромное количество техники.
Мы проезжали по полностью уничтоженной территории. Размывы и трещины в земле, вывороченные неведомой силой булыжники размерами с трехэтажный дом, искореженное и размытое русло реки.
Зона катастрофы быстро осталась позади. Мы выскочили на хорошо асфальтированную «Военно-Грузинскую» дорогу. Дорога вела по краю ущелья, которое становилось все глубже и глубже. По другую сторону виднелись высокие горы, вершины которых терялись в тумане. Вдали возвышался огромный, заснеженный Казбек. Дорога то ныряла в тоннель, то снова виляла вдоль края ущелья.
Наконец ущелье осталось позади, дорога вела уже по более пологим холмистым горам, вдоль реки. Горы из отвесных скал превратились в высокие, покрытые зеленью. На зелени виднелось множество белых и сероватых точек, будто рассыпана крупа. Точки шевелились и переползали с места на место. Это- бесчисленные овечьи отары.
Дорогу то и дело перекрывали коровьи стада. Коровы выходили на дорогу, мычали и останавливали движение.
С другой стороны дороги тянулась бесконечная вереница стоящих фур. Под фурами в тени кое-где лежали коровы.
Первым населенным пунктом, где мы сделали остановку, была Степенцминда. Селение притаилось в уютном зеленом уголке на берегу быстрой реки. Из земли тут местами били ключи минеральной воды- нарзана. Вода очень вкусная, с пузырьками газа и несоленая.
В Степанцминде мы провели несколько часов и по горной дороге направились в направлении Тбилиси. Красоты, открывающиеся вокруг, сложно было описать. Горы, быстрые реки, далекие водопады. Стада коров, отары овец и табуны лошадей.
Неожиданно возле дороги показалась огромное натечное образование, больше всего напоминающее гигантский сталагмит. Гора была покрыты коркой кальцитовой натечки, по которой стремительно струилась вода.

Поднявшись по натеку на высоту около 40 метров я ожидал увидеть что-то необычное, например, карстовый источник. Но увы- вся эта минерализованная вода лилась из небольшой ржавой трубы.
Проехав Крестовый перевал мы вскоре прибыли на берег Джинвальского водохранилища, над которым возвышалась крепость Ананнури. Вода в водохранилище была ярко голубовато-зеленого цвета.
Крепость Ананури 2го века до нашей эры неплохо сохранилась. В ней были заметны следы попыток реставрации, в одной из башен восстановлены все этажи, сделан беревенчатый пол и лестница, что дало возможность подняться на самую верхушку башни.

Отдохнув на берегу водохранилища, мы отправились в сторону Тбилиси в Мцхету, где остановились на привал в одном из городских парков.
**
Утром в парке к нам вплотную подкрались две огромные свиньи.

Впрочем, свиньи были миролюбивы и не проявили к нам никакого интереса- мы посмотрели на них, они — на нас, и мы разошлись.
Осмотрев монастыри Shomjvime (расположенный в горах) и Джвари, воспетый в поэме «Мцыри», где слились «словно две сестры струи Арагвы и Куры» мы отправились в Тбилиси.

Барахолка возле Сухого моста напоминала смесь радиорынка и андреевского спуска. Тут очень органично соседствовали радиодетали, предметы старины, хрусталь, картины и книги.
Среди букинистической литературы встречались как грузинские так и русские книги, произведения русских классиков, и развлекательная литература. Цены на книги точно такие же, как и на киевской петровке, но редких книг гораздо больше.
Поднимаясь на так называемый «Стеклянный мост» я увидел в русле реки небольшое углубление, напоминающее коллектор. Диггер во мне встрепенулся и полез за налобником.
Коллектор оказался не очень протяженным- около трехсот метров. Представлял он собой два параллельных параболических бетонных тоннеля.


По дну одного проходила пешеходная дорожка, проложенная в герметичном желобе ниже уровня воды. По второму несся сильный поток воды. Коллектор принимал один приток под дорогой- две трубы по 0.8 метра, впадающие на большой высоте. Холодная и прозрачная вода из них падала бурным водопадом.
Второй приток- мутноватая белесая вода с неприятным характерным запахом. Похоже, тут тоже есть проблемы с экологией.
Коллектор окончился в живописном ущелье. Река, текущая в нем, вытекала откуда-то с гор...
На противоположном скалистом берегу реки на высоте 15 метров от уровня воды мы заметили грот, похожий на вход в естественную пещеру. Добраться до нее было непросто- подъем по крутому, скалистому, почти отвесному берегу занял около 20 минут. Пещера, увы, оказалась небольшой, но зато наградила прекрасным видом на ночной Тбилиси.

Крепость «Нарикалла» возвышается высоко над городом. Ее красиво подсвечивают снаружи, но при этом внутри нет ни света, ни ограждений или предупреждающих табличек. Это позволяет посетителям совершенно свободно карабкаться по крутым старинным кирпичным лестницам, заглядывать в бойницы и подниматься на самые верхушки полуразрушенных и истертых временем башен.
Рядом с крепостью на горе расположен ботанический сад и канатная дорога. Канатная дорога очень необычной конструкции- всего в движении находятся 6 шестиместных кабинок, при этом две из них могут съезжать с троса и останавливаться для посадки и высадки пассажиров, но остальные продолжают движение. Обычно в канатных дорогах кабинки жестко фиксированы на тросах и движутся или останавливаются одновременно.
На канатной дороге проехаться не удалось, так как мы решили зайти в ботанический сад, а он оказался закрыт. Это не помешало все равно зайти внутрь, но, внезапно, сад охранялся по ночам. После короткой дискуссии о том, почему нельзя гулять ночью по ботсаду нас выставили через нижние ворота сада, откуда к канатке пройти было невозможно.
Большую часть следующего дня занял отдых на берегу Арагвы. Сон после нескольких напряженных дней, стирка и заготовка дров, т. к. далее мы планировали двигаться в районы, где мало дров, а туристический газ в баллонах почти закончился.
С газом в Грузии все непросто. Пропана нет практически нигде и ни в каком виде. Заправить машину на стандартном для нас сжиженном газе нельзя- тут продают лишь сжатый газ метан, который не подходит ни для автомобильных ни для туристических балллонов. Зато местные авто ездят на нем.
Медицина в Грузии платная. Найти больницу в некрупном городе можно довольно быстро- дорогу покажет любой полицейский. Цены на медобслуживание высоки- за простую операцию по вскрытию абсцесса хирург по ценнику запросил 129 лари, это почти полторы тысячи гривен. Но, узнав что мы из Украины и очень ограничены в средствах сделал все бесплатно.
Зато в Тбилиси бесплатный интернет. Сеть WI-FI “”Tbilisi loves you” раскинулась по всему городу, и имеет довольно высокую скорость.
***
Вечером третьего дня мы приехали к пещерному городу Уплисцихе. Это весьма популярное и разрекламированное место. О нем пишут как об огромном городе с многочисленными пещерами и тоннелями. На самом же деле, увы, Уплисцихе практически во всем уступает крупным пещерным городам Крыма, таким как Чуфут кале или Эски Кермен.
Пещеры все неглубокие, одноярусные. Колодцев немного и их глубины не превышают четырех — пяти метров. Единственное, ради чего стоит ехать в этот город- тем, кто бывал в крымских пещерных городах, очень красивые виды на реку Куру и окрестные скалы.

Ночь третьего дня в Грузии мы провели на берегу реки Куры у подножия пещерного города, а поутру двинулись в Чиатуру.

Продолжение следует...

  • 1
Интересно читать, продолжай дальше. :)

Блин, когда я уже до Грузии доберусь... :(

  • 1
?

Log in