Подземелья, животные, путешествия... Истории от Подземного Богомола

Previous Entry Share Next Entry
Путешествие в Грузию. Часть вторая. Чиатура.
mih_mantis
Чиатура- странное место.
Сразу после прибытия нашим взглядам предстала река черного цвета, текущая посреди города.
-        Так и должно быть, я всю жизнь в Чиатуре живу, и не помню уже, когда она была чистой. Это все отходы марганцевого завода..- охотно поделился местный житель.





Город расположен на двух берегах каньона, по центру которого протекает та самая Черная река. На правом берегу расположено производство марганцевой руды- это шахта, построенная в 1963 году и открытый карьер, созданный американской компанией совсем недавно.

По центру, вдоль реки, тянется центр города- большинство магазинов, маленькие частные домик.
На левом берегу расположены жилые высотные дома.
Сначала мы поднялись на правый берег,  к шахте. Туда ведет канатная дорога «для рабочих» .  Каждые 5 минут вверх  и вниз отъезжает вагончик канатной дороги. Вагончик металлический, клепанный, рассчитанный на 4 человека (4 стоячих места). В вагончике 6 круглых иллюминаторов, забранных мелкой сеточкой. Перед отправлением кабинку закрывают снаружи на засов.

С вершины правого берега открывается вид на город, опутанный канатными дорогами. Дорог там более десятка, но работают сейчас всего две пассажирские и одна- грузовая.
Вход на территорию шахты охраняет суровая грузинская охрана. Русский они понимают на уровне «Пущу- не пущу!». Попросили первый раз, сказали «Не пущу». Второй раз- «Ладно, смотрите». Внутри шахты нам встретился русскоязычный рабочий, он и показал всю территорию, только до входа в тоннель. Дальше- проси не проси, не пустят.
Шахта протяженностью 2 километра, расположена на глубине 10-15 метров от уровня земли. Марганцевая руда грузится в вагонетки, которые  тянет электровоз украинского производства. Электровоз выезжает на эстакаду, выполненную из бревен и выглядящую очень  ненадежно.

На эстакаде вагонетки переворачиваются, сбрасывая руду в накопитель. Накопитель тоже висит в воздухе. Под накопитель подлетает грузовая кабинка  канатной дороги, в нее выгружается партия руды и она едет дальше, на завод.  Там руда перерабатывается и отправляется поездами далее.

Отходы производства завод сбрасывает прям в реку.
Если пройти дальше по старой грунтовой дороге, то можно дойти до карьера, где руду добывают открытым способом американцы. Они работают не так давно, но уже заслужили  нелюбовь местных жителей. Для того, чтобы добыть пласт породы толщиной 2-3 метра, они срезают и выбрасывают 10 метровый слой пустой породы, полностью уничтожая природный ландшафт холма.  Этот способ добычи существенно дешевле шахтного метода,  но наносит невосполнимый ущерб экологии.
Грунтовая дорога, ведущая к карьеру, изобилует артефактами. Первым артефактом можно считать собаку- мутанта и покосившуюся бетонную будку. Далее вдоль дороги лежат три деревянные детские кроватки начала 20го века. Резное дерево, из которого они изготовлены, посерело от времени, растрескалось, но все еще сохранило форму.
Далее мы обнаружили две старинные глиняные амфоры. Одна небольшая, а вторая такая, что в нее уместилось 4 человека.

Левый, жилой берег каньона, выглядит удручающе. Подняться на него можно на пассажирской, 6 местной канатной дороге. Пассажирский вагончик- не просто железная коробка с иллюминаторами, как дорога для шахтеров. Вагончик оборудован 6 пассажирскими местами, окнами, лавочками, телефоном и вагоновожатой, которая открывает и закрывает двери и подает сигнал отправления по телефону. Вагон отправляется каждые 15 минут.

Наверху вас встречает ряд многоэтажек. Дома очень старые, потрескавшиеся, и выглядят почти нежилыми. Но там еще живут люди.

Колоритный пенсионер- журналист поведал нам свою историю. Во время 7 балльного землетрясения в 1991 году город был очень сильно поврежден, в том числе и эти дома. Уже тогда множество жителей уехало из города. Сейчас в домах нет воды, не работают лифты, большая часть квартир разрушена. От левой части дома отваливаются огромные куски перекрытий. Воду жители набирают в цистернах, стоящих во дворах.
Сейчас здания признаны аварийными. Но те, кто в них живет, будет жить в них дальше..
Всюду виднеются остатки былой роскоши. Стоит только немного задуматься, и можно представить себе красоту и величие этого города в советское время. Станция канатной дороги- архитектурный шедевр с коллонадой и лепными потолками.

Здания стоят прямо перед выходом со станции. С крыши дома открывается невероятной красоты вид на окрестные скалы.
Житель такого дома мог легко добраться до центра на канатной дороге, которая была и остается бесплатной. Оттуда- прямая дорога на работу, в шахту.
Увы, город уже сейчас больше поход на город-призрак. Брошенные дома, бегающие по дворам многожэтажек петухи и свиньи, скрипящие и раскачивающиеся от порыва ветра вагончики канатной дороги..  И посреди всего этого- мрачная, черная река, несущая свои мутные воды вдоль железной дороги.
Мы покидали Чиатуру с грустными мыслями об умирающем городе..
Далее наша дорога вела в Ткибули.



  • 1
В каком году это было?
Сейчас те канатки, что работали даже год назад- закрыты. Закрыты и шахта на другом берегу, а канатка, ведущая к ней- повреждена.

Рік тому і було. А канаток до другої шахти цілих дві було.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account